Стоит ли бояться чип-тюнинга

В этой статье мы постараемся развенчать миф о вреде
и опасности чип-тюнинга для автомобиля
Сегодня затронем очень чувствительную тему — страх многих автовладельцев перед чип-тюнингом.

Действительно, широко распространено мнение, что чип-тюнинг вреден и даже опасен для двигателя. Бытует убеждение, что стоит только прошить автомобиль, и двигатель с коробкой непременно выйдут из строя. Давайте разберёмся. Работой любого современного двигателя управляет компьютер — электронный блок управления (ЭБУ). Он считывает показания датчиков, берёт необходимые параметры из прописанных в него таблиц (калибровок) и на основе этих данных рассчитывает оптимальные установки: углы опережения зажигания, состав топливовоздушной смеси, величину наддува турбины и так далее. То есть он полностью управляет работой мотора.
Однако раньше, в советское время, в автомобилях не было компьютеров — даже самых простых. Двигатель настраивался сугубо механически. Если требовалось улучшить характеристики — например, повысить мощность или снизить расход топлива, — владелец ехал на СТО или в гараж, где какой-нибудь умудренный опытом специалист с помощью стробоскопа (или даже на глаз) выставлял углы зажигания в трамблёре, а обычной отвёрткой регулировал карбюратор, на слух определяя правильность смеси. И эти манипуляции ни у кого не вызывали страха; никто не думал, что машина сломается от грамотной настройки. Люди охотно пользовались услугами таких мастеров, выстраиваясь в очередь.
По своей сути чип-тюнинг — это то же самое, только теперь доступно гораздо больше параметров для тонкой настройки, а выполняется всё это с помощью специального оборудования, которое примитивным никак не назвать. Специалист по чип-тюнингу так же оптимизирует параметры работы мотора. И если в те времена специалист неправильно настраивал мотор, то это было сразу понятно - мотор вел себя неадекватно, жрал топливо, пропадала тяга, он троил. Но если мотор работал ровно, не расходовал топливо выше нормы, выдавал нормальную мощность, то было очевидно, что он настроен правильно и ничего с ним не случится, он не развалится. Многие из тех древних автомобилей, кстати, до сих пор ездят по дорогам нашей страны.
Так почему же сегодня многие считают, что после программной настройки автомобиль непременно испортится? Если после чип-тюнинга двигатель работает ровно, не троит, не дымит, не шумит и обеспечивает отличную тягу, с чего бы ему ломаться?

У этого мифа, кстати, есть одно слабое место, которое доказывает его несостоятельность: не существует автомобилей, которые сломались именно из-за грамотного чип-тюнинга. Таких машин попросту нет! Попробуйте найти — у вас не получится.
Безусловно, если после прошивки двигатель сразу начал работать некорректно, и появились явные проблемы, — это может привести к поломке. Но такое случается исключительно из-за криворуких неандертальцев, которые либо настраивают прошивки не понимая, что делают, либо и вовсе берут эти прошивки неизвестно где и у кого. У нас такого не бывает. В подобных ситуациях проблему необходимо устранить: перенастроить параметры или вернуть заводскую прошивку. Но если после настройки автомобиль поехал лучше, а мотор работает стабильно, — беспокоиться не о чем.

Современные двигатели настолько «задушены» в угоду экологическим нормам, что грамотная корректировка рабочих параметров, напротив, может увеличить их ресурс. На многих автомобилях с завода слишком обеднённая топливовоздушная смесь в мощностных режимах — это вредит мотору, так как провоцирует детонацию. На некоторых моторах, например, у турбированных Honda (Civic, CR-V, Stepwgn), на прогреве, наоборот, устанавливается переобогащённая смесь и позднее зажигание, чтобы несгоревшее топливо дожигалось в катализаторе и тот быстрее прогревался. Опять же, ради экологии. Но это, во-первых, убивает сам катализатор, а во-вторых, из-за излишков бензина происходит его проникновение в масло через поршневые кольца, что очевидно снижает ресурс двигателя.
Если же эти параметры привести к нормальным, не гоночным, а именно оптимальным значениям, то не только вырастет мощность, но и ресурс точно не уменьшится. На многих автомобилях с завода установлены настолько низкие холостые обороты, что мотор на холостых заметно трясется. Это чисто экологическая мера: меньше обороты — меньше выбросов. Но полезно ли это для машины? Нет. На низких оборотах давление масла недостаточное, вибрации разрушают опоры (подушки) двигателя, да и сам мотор от постоянной тряски долго не прослужит. Если же программно поднять холостые обороты до нормальных 700–750 об/мин, мотор будет работать ровно и комфортно. И таких примеров с вредными для мотора заводскими настройками очень много.
Кроме того, многих автовладельцев беспокоит влияние чип-тюнинга на трансмиссию — будь то вариатор, «робот» или классический «автомат». Может ли доработка двигателя навредить коробке передач? Важно понимать: работой современной трансмиссии любого типа управляет собственный электронный блок (ЭБУ), в который изначально заложены защитные алгоритмы. Среди них — строго заданный предел по крутящему моменту, превышение которого считается небезопасным для конструкции. Как только двигатель пытается передать на коробку момент, превышающий этот лимит, блок управления трансмиссией немедленно посылает сигнал в ЭБУ двигателя, который, в свою очередь, снижает мощность до безопасного значения. Таким образом, даже после чип-тюнинга автомобиль не сможет навредить сам себе благодаря встроенной системе защиты.

Кстати, каждый специалист, профессионально занимающийся чип-тюнингом, сам ездит на чипованных автомобилях. Уж себе-то хуже точно никто не станет делать. Так что, друзья, не верьте в сказки. Изучайте отзывы и вы убедитесь, что грамотный чип-тюнинг абсолютно безопасен для автомобиля.

+7 929 424 44 55
Уссурийск и Владивосток
Ссылки для связи с нами на разных площадках:
Made on
Tilda